В экономическом анализе широко распространены статистические приемы, при помощи которых изучается хозяйственная деятельность, экономика предприятия, к которым относятся сравнения, детализация, средние показатели, группировки, ряды динамики и другие.
Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестные явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо решений.
В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач, как основной или вспомогательный способ.
Виды сравнения.
1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.
2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.
3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.
4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.
5. Сравнение показателей анализируемого предприятия со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли.
6. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.
          Методический прием сравнения направлен на выявление резервов повышения эффективности, улучшения анализируемых показателей. Для проведения сравнений необходимо соблюдение следующих требований.
1. Применять одинаковые цены.
2. Проводить сравнения за одни и те же календарные периоды.
3. Рассчитывать показатели по одной и той же методике и т.д.