При разработке стратегических планов многие фирм применяют SWOT- АНАЛИЗ.
Идея данного анализа заключается в следующем :
1. Приложение усилий для превращения ее слабых сторон в сильные и угроз в возможности
2. Развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными  возможностями
Данный анализ можно проводить в пять этапов.
На первом этапе анализа изучаются сильные стороны фирмы – ее конкурентные преимущества в следующих областях :
-платежеспособность выпускаемых товаров
-цена товаров
-прогрессивность технологий
-квалификация кадров
-стоимость ресурсов, применяемых фирмой
-возраст основных производственных фондов
-географическое расположение фирмы
-инфраструктура
-система менеджмента ( в том числе маркетинга)
-сила конкуренции на входе и выходе системы менеджмента фирмы и др.
На втором этапе  анализа изучаются слабые стороны фирмы. Оно начинается с анализа конкурентоспособности товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности:
на нулевом уровне – комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара;
на первом уровне – полезный эффект (интегрированный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара;
на втором уровне – конкретные показатели и т.д. Рассчитывают показатели в соответствии с построенным деревом показателей. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяется слабая сторона по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам предприятия.
На третьем этапе анализа изучаются факторы макросреды предприятия  (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз предприятию и своевременного предотвращения убытков.
На четвертом этапе изучаются стратегические и тактически возможности предприятия ( капитал, активы и т.д.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабых и умножения сильных сторон предприятия.
На последнем, пятом этапе анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы