Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченности  спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производства определяет объем продаж, а, наоборот возможный объем продаж  является основой производственной программы.
      Темпы роста объема производства и реализации продукции , повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Основные показатели объема производства – товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства  и внутрихозяйственный оборот.
     Анализ данных показателей имеет большое значение и включает в себя следующие задачи:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов