Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой и планируемой к выпуску продукции
- изучение жизненного цикла изделий на рынках и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производства морально устаревшего и экономически неэффективных изделий
- оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнение плана по ассортименту зачисляется фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного.
Изменение структуры производства и реализации продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели : объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, о объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки. А также более простым способом, т.е. способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных объемов впуска, умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении:
∆ ВП стр = (Кст-Кн) ВПпл.
К ст = факт выпуск продукции в плановых ценах / плановый выпуск продукции в плановых ценах
Кн = фактический объем производства / плановый объем производства
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки и на другие показатели деятельности предприятия : трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволяет комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Анализ ассортимента и структуры
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12010-06-24 22:37:31
Страница: 1