Под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
      Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
- техническим (свойства товара, область применения и назначения)
- эстетическим (внешний вид)
- эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма)
- нормативным ( соответствие нормам и стандартам)
- экономическим ( уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер )
       Для оценки конкурентоспособности рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
      Единичный показатель  (g) отражает отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта –конкурента (Р100) , принимаемого за 100 %
g = Р/Р100 *100%
     Групповой  показатель (G ) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров ( технических, экономических, эстетических ) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем.
G=∑аi* gi
       Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ )
I= Gт/ Gэ
       Если I<1 то анализируемое изделие уступает образцу, а если наоборот, то оно превосходит изделие-образец по своим параметрам
    Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров фактическое положение изделия на конкретном рынке определяется долей рынка, контролируемой данным предприятием. Чем больше доля, тем выше конкурентоспособность товаров данного предприятия на данном рынке и наоборот.  Для  этой цели использую такой показатель  как отношение доли, занимаемой предприятием на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы , то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.
Важным направлением повышения конкурентоспособности продукции является совершенствование организации торговли, сервисное обслуживание покупателей, реклама продукции Данные направления являются мощным инструментом стимулирования спроса.