Маржинальный анализ позволяет выявить влияние цен, издержек, объема производства и реализации продукции в комплексе на величину прибыли путем анализа безубыточности.
       В основе анализа безубыточности лежит деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
     Переменные затраты  это затраты, которые зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализации продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.)
      Постоянные затраты  - это затраты, которые не зависят от динамики объема  производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.)
      В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить, так как предприятие в этот период  должно начислять амортизацию, выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату и т.д. Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.
     Очень важное значение имеет точное определение постоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависят результаты анализа.  Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, содержательный, построенный на основе анализа каждой статьи и элемента затрат.
      Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы  и переменными затратами на нее. То есть он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
  Маржинальный анализ или же анализ безубыточности показывает:
- границу окупаемости издержек;
- безубыточный объем продаж продукции при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- критический уровень цены при заданном объеме продаж, постоянных и переменных затратах;
- критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- необходимый объем продаж продукции для получения определенной прибыли;
- зоны безубыточности (безопасности) предприятия для заданных параметров деятельности.
Основные этапы анализа:
7. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;
8. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции;
9. Расчет величины исследуемых показателей
10. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей
11. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей
12. Прогнозирование их величины в изменяющей среде.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует
соблюдение ряда условий :
- совокупные издержки делятся на переменные и постоянные
- общие переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции
- общие постоянные издержки не изменяются в пределах значимого объема производства (реализации) продукции
- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются
- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода,
- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции,
- ассортимент продукции в рассматриваемый период неизменен.
       На основе маржинального анализа принимаются управленческие решения, основанные на взаимосвязи издержек, объема реализации продукции и прибыли.