Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятия начало получать прибыль
        Безубыточность можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
       Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности ( зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
       Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
     Уровень  этих показателей можно определить графическим и аналитическим способами.
            Для определения безубыточного объема продаж (Т) в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
                                Т= А/ Дмд = 240/0,4= 600 тыс. руб.
        Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении :
                                Т= А/ Ц-в   или Т= А/Дс =240/200-120= 3000 шт.
         Для расчета безубыточного объема продаж в процентах к максимально произведенной мощности, которая принимается за 100 % может быть использована формула :
                                            Т= А/МД х 100 % = 240/400  х 100%=60%

Графическое решение задачи показано на рисунке 1.






……………..


     По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах
(если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции),
     По вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые  вместе составляют выручку от реализации.
      По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком убыток.  Можно определить также точку  когда затраты будут равны выручке от реализации продукции. Данная точка называется – точной безубыточного объема реализации продукции, или порог рентабельности, ли точка окупаемости затрат, ниже которой  предприятие получит убыток.
    В нашем примере критическая точка расположена на уровне 60% возможного объема реализации продукции. Если  заказ на изделие превышает 60% от его производственной мощности, то будет прибыль. И наоборот, предприятие будет иметь убытки и может стать банкротом.
       Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности.
     Если предприятия полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 5000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 40%, при  реализации 4000 изделий – 20% и т.д.
   Зона безопасности показывает насколько процентов  фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
      Аналитические расчет и  данный график подтверждают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. Так как при повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы  выручка покрыла все затраты, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем продаж возрастает.
    Увеличение как удельных так и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
      Деление затрат на постоянные и переменные, а также  использование категории маржинального  дохода позволяет  определить не только безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и позволяет прогнозировать уровень этих показателей на перспективу, что значительно важно в условиях рынка.